За первое полугодие 2023 года курс рубля к доллару упал на 17,5%: в январе 1 доллар США стоил 67–70 руб., к августу его стоимость повысилась: по курсу ЦБ на 22 августа 2023 года доллар стоит 91,14 руб. При этом cпрос на легковые автомобили в 2023 году растет: согласно аналитической базе данных «Автоспектр», этот показатель вырос в 1,7 раза: в январе количество автомобилей, поставленных на учет, составляло 47 660, в июне — 81 059. Автомобильные дилеры и эксперты рассказали, что будет с ценами на машины в России и стоит ли ждать более подходящего времени для покупки машины.
Предпосылок для снижения цен на автомобили нет
В 2023 году предпосылок для снижения цен на новые и подержанные автомобили нет. Об этом заявил Autonews.ru генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» (в том числе специализируется на BAIC, Changan, EXEED, Chery) Андрей Терлюкевич.
«Снижение курса рубля и повышение утилизационного сбора уже негативно отразились на политике ценообразования автоконцернов, а к осени даже при укреплении рубля цены в прайс-лиcтах дилерских центров могут еще прибавить от 3 до 12%», — спрогнозировал эксперт.
Терлюкевич считает, что в 2023 году интерес россиян к новым автомобилям остается стабильным и не слишком отличается по месяцам из-за нехватки машин, поэтому уровень спроса по-прежнему превышает предложение в сегменте новых автомобилей.
«Предновогодних скидок в 2023 году не будет, как это было раньше. Ведь нет необходимости распродавать остатки текущего года и освободить место на складах для моделей следующего, так как количество ввозимых новых автомобилей в Россию существенно сократилось», — поделился участник рынка.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ АВИЛОН (в частности, представляет марки BMW, Jetour, Kaiyi) Ренат Тюктеев предполагает, что в текущих условиях причин для снижения цен на рынке нет, и сомневается, что они появятся.
«В ближайшие месяцы автомобили продолжат дорожать. Основной рост мы увидим осенью. Он произойдет на фоне ситуации с курсом валют, а также утильсбора. Стоимость увеличится во всех сегментах рынка — то есть подорожает параллельный импорт, автомобили китайских и отечественных брендов. Отмечу, что скорость роста цен в данных сегментах будет разная. Быстрее подорожает параллельный импорт, более сдержанно — автомобили китайских брендов», — говорит Тюктеев.
Представитель компании отметил, что дилерский центр фиксирует повышенный спрос среди клиентов, и объяснил это желанием избежать покупки по более высокой цене.
«Динамика цен на новые автомобили в июле была достаточно сдержанной, в среднем они выросли на 70 тыс. руб. Затем с 1 августа цены повысились по ряду брендов в среднем от 120 тыс. до 600 тыс. руб. и выше. Соответственно, сезонности покупок автомобилей на рынке сейчас нет, данная тенденция не столь актуальна», — сказал Тюкеев.
Независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев также считает, что снижения цен ждать не стоит, поскольку спрос среди населения сохраняется, при этом логистика дорожает, а утилизационный сбор в очередной раз вырос.
Что происходит с подержанными автомобилями
В отличие от рынка новых автомобилей, где дилеры до сих пор говорят о превышении спроса над предложением, ситуация с подержанными машинами выглядит наоборот, рынок автомобилей с пробегом насыщен. На это указал руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «Авито Авто» Владислав Иванов.
По данным «Авито Авто», в апреле—июне текущего года продажи на рынке автомобилей с пробегом выросли на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена подержанных машин, представленных на площадке, во втором квартале 2023 года увеличилась по сравнению с первым кварталом на 8,9% и достигла 599 тыс. руб.
«Одним из трендов, оказавших позитивное влияние на состояние рынка, стал ввоз автомобилей из-за границы. В параллельном импорте на рынке России преобладают предложения от дилеров: в мае 2023 года в сегменте автомобилей с пробегом они составили 33%», — рассказал Иванов.